. МДОУ Детский сад № 1 - консультации специалистов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 общеразвивающего вида" пгт. Троицко-Печорск

Четверг, 25.04.2024, 10:04
ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Горячая линия

Горячая линия

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психолога

Адаптация в детском саду 

 

Адаптация в детском саду – сложный процесс, разобраться в котором помогут наши советы для родителей детей.

Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.

В последние годы получило распространение странное мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет – якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Действительно, как правило, ясельные дети – это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.

Поэтому сразу стоит отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же хочу сказать, что рождение второго ребенка – это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой.

Налаженный с детства контакт между детьми – это хороший фундамент для их будущих взаимоотношений.

Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов – время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты – это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад – особенно.Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду – самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое – это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

7. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с "дежурной" мамой.

8. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

 

 

Психологическая готовность ребенка к школе

Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)?  Традиционно выделяют три ее аспекта:  интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Об интеллектуальной зрелости детей 6 – 7 лет говорит умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость проявляется ослаблением непосредственных, импульсивных желаний малыша на события и умением длительно выполнять не очень привлекательную работу (психологи называют это произвольностью поведения).

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

Таким образом, за основу готовности к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Конечно, не любой ребенок может пойти в школу и с легкостью учиться в ней. Дело в том, что путь развития каждого человека индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом опыта  -  знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научиться читать и считать, и станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. способность к обучению.

Самое главное для будущего первоклассника – это здоровье: хорошая осанка, зрение и правильная речь. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка увеличивается. Очень важно, чтобы ребенок не уставал, хорошо себя чувствовал. Второй важный момент желание учиться. От этого во многом зависит успеваемость младшего школьника. Постарайтесь таким образом настроить вашего ребенка, чтобы он с радостью пошел в школу и учился бы в дальнейшем с интересом.

Перед школой у ребенка должны сформированы такие качества, как умение слушать взрослого, выражать свои мысли быть внимательным, усидчивым, контактным, уметь ладить со сверстниками, содержать в порядке свое рабочее место. Научите ребенка правильно держать ручку и карандаш, уверено рисовать незатейливые рисунки, лепить, пользоваться ножницами. Очень важно умение рассказывать по картинке – это хорошо развивает речь и внимание. Проверьте, знает ли ваш малыш стихи, умеет ли их прочесть. Вот, пожалуй, основное, что определяет готовность к школе.

Однако, если вы собираетесь отдать ребенка в элитную школу или класс, то должны знать, что в большинстве из них требуется умение читать, считать и писать. Более того, ребенок, который садится за «элитную парту», должен быть абсолютно здоровым, чтобы выдержать ту нагрузку, которая предусмотрена программой. Ведь там наряду с традиционной используются и другие образовательные системы, которые требуют особенных способностей, усилий от учащихся. Одних только букварей, утвержденных Министерством, действует сегодня шесть. Или, к примеру, математика. Здесь есть программы, разработанные разными авторами. Какую систему выбрать, зависит от учителя. А он, ориентируясь на подготовку класса и собственные знания и желания, выбирает, по каким программам будет работать. Поэтому родителям не мешало бы, прежде, чем отдать ребенка в гимназию, ознакомиться с той программой, по которой он будет учиться, чтобы потом не хвататься за голову, что их чадо не справляется с заданием.

Важно не путать  интеллектуальное развитие ребенка и его обученность.

    Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка научили: умение читать, писать, считать.

Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению к решению проблемных задач.  Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их боше волновало, как бы научить ребенка играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже всех. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.

Обученность   может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временный успех. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится – на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитие психических функций, обеспечивающих  обучаемость. Для будущего первоклассника очень важно развитие социальных умений и навыков.

Ведь школа – это дисциплинарная система, которая опирается на принцип принуждения. Потому что ребенку здесь говорят: «Ты должен!» (должен сидеть спокойно 40 минут, должен делать домашнее задание, должен выучить стихотворение, ответить на вопрос и т.д.)

От таланта учителя, от школьной атмосферы зависит, насколько это принуждение тягостно и травмирующее действует на ребенка. Смягчается ли это «Ты должен!» заинтересованностью в обучении, общением, полнотой происходящих в школе событий. Но при этом в самой благополучной и доброжелательной обучающей сфере ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово «нельзя». Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.

Еще одним важным качеством должен обладать ребенок к моменту поступления в школу – известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. Часто можно видеть, как мать или бабушка одевают, обувают первоклассника, несут вслед портфель с книжками. Им невдомек, что, освобождая своих детей от трудовых усилий, они нарушают один из важных принципов воспитания:

                                                                                

                   Не делать за детей то, что они в состоянии делать сами!.

 

Вход на сайт

...

...

...

...

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz